В рамках цифрового декамерона расскажу историю про Святую Анну.
Окна нашей комнаты (где у меня сейчас временный офис) выходят на бок недействующего готического собора св. Анны. Это не совсем готика – такая неоготическая эклектика 19 века. Но благодаря своим размерам и заброшенности церковь выглядит очень старинно и величественно. Попасть внутрь у нас пока так и не получилось. Хотя однажды я услышал с балкона звуки органа. Мы с Сашей быстро собрались, выбежали к церкви, но все двери были закрыты. Послушали немного через дверную скважину и ушли домой. Видно, кто-то с доступом внутрь репетировал.
Как-то мы сидели в местной таверне, и мой товарищ, потягивая трипель кармелит, рассказал историю о том, что город собирается продать церковь сети супермаркетов Delhaize. И что против этого, оказывается, протестует какой-то русский музыкант. Каждый день в полдень, вне зависимости от погоды, он играет на ступенях церкви, привлекая внимание к этому акту капиталистического варварства.
Через пару дней, мы вышли из дома днём и наткнулись на этого музыканта. Выглядел он колоритно – примерно как продавцы с удельного рынка. Как он сам потом рассказал, потёртый плащ на полуденные протестные выступления он надевает для образа. Зовут его Михаил Безверхний. Я его не знал, но, как оказалось, он лауреат многих международных конкурсов и был широко известен в молодости. Эмигрировал из страны в 1990. Раздражается от того, что газеты продолжают называть его русским музыкантом, хотя он давно уже местный, говорит по-голландски, в Российской Федерации никогда не жил.
С тех пор мы ещё несколько раз с ним пересекались, ходили на его уличные концерты. В Генте он местная знаменитость, поэтому он часто выступает на городских праздниках. Однажды участвовали в акции протеста. Вместе с неравнодушными гентенарами (это гордое название жителей Гента) дошли живой цепью от церкви до центра города с остановками на пару поп-ап концертов Безверхнего. Он, собственно, лидер и лицо этого протеста. Народ хочет, чтобы в церкви был не супермаркет, а что-то больше связанное с культурой.
После этой акции я выложил фотографию Безверхнего в инстаграм. И тут Янина Ледовая пишет мне, что это же старый друг В. М. Аллахвердова (моего учителя, профессора психфака СПбГУ). Виктор Михайлович мне потом рассказал, что они были одноклассниками в музыкальной школе, что он приглашал его в начале двухтысячных выступать на съезд, кажется, российского психологического общества. С Виктором Михайловичем мы встречались летом в Брюсселе, он даже дозвонился до Безверхнего. Жалко не было времени на встречу (тот живёт в Генте и ехал на какой-то семинар).
Возвращаясь к святой Анне. Церковь мы не отстояли. Губернатор Гента отклонил последние жалобы протестующих. Осталось ещё несколько вариантов, например, повлиять на происходящее через федеральные структуры. Но скорее всего город отдаст землю и здание в аренду Delhaize на 99 лет. Грустно, хотя нам и будет удобно ходить за продуктами. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец. #цифровойдекамерон